Выход
Не будет ни малейшим преувеличением, если сказать, что даже на богатой яркими творческими личностями музыкальной сцене Питера основатель, лидер и единственный несменяемый участник группы ВЫХОД Сергей "Силя" Селюнин (иногда известный как Силя-старший) - фигура, бесспорно, исключительная и даже уникальная. На протяжение своей долгой и причудливой биографии ВЫХОД не раз менял свой стиль, состав и форму существования, но что бы он ни исполнял - ритм-энд-блюз или рэггей, рок-н-роллы или романсы - песням группы неизменно присуще особенное видение мира, узнаваемый поэтический слог и своеобразный мелодический язык; к тому же, песни ВЫХОДА симпатичны полным отсутствием пафоса, который с успехом заменяют безжалостная ирония и безупречное чувство юмора - вещь в рок-н-ролле (особенно, в российском) крайне редкая.
Сергей Селюнин родился 2 марта 1958 в Таллине в семье военного, которая позже перебралась в Россию и обосновалась в пригороде Питера Ломоносове. Музыкой Силя заинтересовался ещё в начале 70-х, но серьёзной роли в его жизни рок-н-ролл не играл до тех пор, пока в 1975 Селюнин не поступил на физический факультет Университета, где свёл дружбу с компанией студентов, которые играли в группах АРХИВАРИУСЫ, БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА, позже ГУЛЛИВЕР, пробовали силы в музыкальной журналистике, а также составляли костяк труппы самодеятельного театра "Fringe" Владимира Сорокина.
В школьные годы Селюнин сочинил и записал в бытовых условиях два альбома собственных песен, но потом надолго забросил песенное творчество. Вслед за новыми приятелями он стал актёром театра "Fringe" и даже сыграл Злеца в пьесе Бориса Гребенщикова "В объятиях джинсни".
Только на рубеже 80-х меломан, ценитель и знаток западного рока, Силя вернулся к сочинительству, на что его подбил соученик и один из издателей журнала "Рокси" Олег Решетников. Уже вскоре Селюнин добился известности в университетских кругах как автор-исполнитель. Осенью 1981 он несколько раз играл на сцене в электричестве с группой БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА, а в феврале 1982 собрал свой первый ВЫХОД.
В состав группы вошли: Сергей Селюнин, гитара, вокал, Александр "Кипарис" Андреев (р.2.06.58 в Ленинграде), бас, вокал, Андрей "Забл" Заблудовский (р.11.09.59 в Ленинграде), скрипка, гитара, и Михаил Брук (р.6.08.58 в Ленинграде), барабаны. Андреев и Брук стартовали в 1973 в школьной группе REVIVAL (вместе с Аликом Решетниковым), студентами играли в АРХИВАРИУСЕ, БЛЕДНЫХ КОНЯХ АПОКАЛИПСИСА и ГУЛЛИВЕРЕ, а также редактировали легендарный самиздатовский журнал "Рокси" (опять же, вместе с Решетниковым). Студент джазового училища Андрей Заблудовский до этого успел отметиться разве что в финальном составе ХАМЕЛЕОНЧИКА ЗА.
Согласно одной из легенд, название ВЫХОД было инспирировано альбомом Боба Марли "Exodus" (которое, в свою очередь, отсылало слушателя к библейской книге "Исход"), хотя Андреев позже утверждал, что оно родилось как калька с английского "Way-Out" (с одной стороны, "выход из положения", с другой - "нечто из ряда вон выходящее").
Они дебютировали в Ленинградском Рок-клубе в марте 1982, в одном концерте с такими же неизвестными тогда КИНО и СТРАННЫМИ ИГРАМИ. Состав ВЫХОДА на этом выступлении усилили гитаристы Юрий Дышлов (экс-ГУЛЛИВЕР), Александр Кожевников (экс-АБЗАЦ), а также автор песен, певец и бывший пианист групп ХАМЕЛЕОНЧИК ЗА, ГУЛЛИВЕР и АБЗАЦ Владимир Захаров, который на время стал пятым элементом группы.
В том же июне на квартире Алексея Бавина (экс-БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА) ВЫХОД записал свой дебютный альбом "Брат Исайя" и распался, однако, годом позже Силя и Андреев записали дома у последнего свой второй альбом "Ты, я и Муму" (имя Муму носил вымышленный персонаж, к хрестоматийному рассказу Тургенева отношения не имевший).
Осенью 1983 Селюнин, Андреев и Брук начали готовить следующую программу. Новым соло-гитаристом должен был стать основатель СТРАННЫХ ИГР Александр Давыдов, который в то время уже подумывал расстаться со своим детищем - однако, 5 ноября 1983 Михаил Брук скоропостижно умер от тяжёлой болезни, а через семь месяцев так же неожиданно ушёл из жизни и Давыдов. ВЫХОД на время замолчал.
Андреев до 1985 продолжал редактировать "Рокси", весной 1984 репетировал с ЗООПАРКОМ, но так и не влился в его ряды, а потом покинул музыку, став генеральным директором компьютерной компании SoftJoys, где трудится и Олег Решетников; Заблудовский добился признания как четвёрть бит-квартета СЕКРЕТ; Дышлов продолжал вращаться в музыкальных кругах, потом мигрировал в мир театра и занимался аппаратурой, а Захаров женился и пропал из виду.
Отсутствие стабильного состава, что повлекло за собой вынужденный отказ от публичных концертов, а также нежелание Сили включиться в деятельность Рок-клуба и играть по его правилам, ограничили популярность ВЫХОДА, и до поры до времени репутация группы носила, скорее, культовый характер, при этом, более значимый в Москве, где его популяризовал журнал "Ухо".
Следующая глава в биографии ВЫХОДА началась осенью 1984, когда Селюнин объединился с обломками хард-рокового РОК-ШТАТА (Николай Фомин, гитара, Дмитрий Благовещенский, бас, и Михаил "Сэм" Семёнов, ф-но). Этот состав, который дополнили перкуссионисты Михаил Берников (вместе с Семёновым - участник фри-джазового трио ПЧЁЛЫ И ГЕЛИКОПТЕР) и Сергей Воронин, записал третий альбом ВЫХОДА "11-й этаж (1984). Почти тот же состав - за вычетом Воронина, которого сменил ломоносовский барабанщик Андрей Сысоев (экс-ХХ ВЕК) - фигурировал на альбоме "Знаем слово" (1985).
В 1986 дискографию группы пополнили ещё два альбома, "Выход в Москве" - вопреки названию, он был записан в Петергофе - и "Рок-н-ролл - не просто возраст". Барабанили на них, соответственно, Андрей Вепров (экс-МАРАФОН) и Борис Шавейников (ЮЖНЫЙ КРЕСТ, ПУЛЬС, РОК-ШТАТ). Эти альбомы были едва известны в Питере, но приобрели бешеную популярность в Москве, куда Силя по семейным обстоятельствам переехал в том же 1986.
ВЫХОД снова распался. Между тем, Фомин, Берников и Сысоев в конца 1985 влились в группу ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, куда принесли часть репертуара ВЫХОДА. В 1987 ко ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ присоединились Благовещенский и Семёнов, а едва ли не половину второго альбома группы "Отдайся, родная" (1989) составили песни Селюнина.
Летом 1987 свет увидел единственный альбом сводной группы МИШКА, ГРИШКА И ШЕСТЬ БРАТЬЕВ, каковыми являлись Берников (ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ), Григорий Нестеров (общий приятель всех музыкантов), братья Фомины, Благовещенские и Селюнины. (Андрей "Силя-младший" Селюнин в разное время участвовал в группах ВТОРОЕ НАЧАЛО, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, НАТЕ! и КОШКИН ДОМ.)
Весной 1988 в Москве Селюнин собрал новую версию ВЫХОДА: Сергей Останин, гитара, Игорь Филиппов, саксофон, и Александр Щербаков, барабаны - сам он к этому времени освоил бас - но эта группа продержалась вместе несколько месяцев и дала порядка десяти концертов. Помимо того, в московский период Силя сыграл часть басовых партий на альбоме "Московские чувства" группы ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, в которой пел столичный рок-журналист Сергей Гурьев.
В 1989 ВЫХОД вернул питерскую прописку, а в сентябре 1989 дебютировал на I Фестивале журнала "Аврора" в ЦПКиО в виде хард-блюзового трио: Селюнин, бас, вокал, Фомин, гитара, и Андрей Вепров (экс-ГЕОМЕТРИЯ), барабаны. В конце того же года Вепрова (позже МИФЫ) сменил Юрий Николаев (ТРИЛИСТНИК, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ). В январе 1990 Силя с гитарой удачно выступил на фестивале "Рок-акустика" в Череповце, сорвав бурные аплодисменты своими ироничными номерами "Раздевайся, дорогая", "(Я так) Торчу с твоих ног", "Бугор", "Он мой друг" и т.д.
Всю весну Силя интенсивно записывался с синтетическим проектом МАНЬЯКИ, в который входили музыканты ВЫХОДА, ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ, НОЛЯ и их всевозможные приятели. К началу лета из этой компании сложилась группа ЧЁРНЫЕ ИНДЮКИ, объединившая Силю с Дядей Фёдором Чистяковым (НОЛЬ), однако, давшая всего один концерт.
Летом 1990 ВЫХОД снова изменил формулу звучания и состав, превратившись в акустическое трио: Силя, Олег Сакмаров, флейта, саксофон, и Пётр Акимов, виолончель (оба из КЛУБА КАВАЛЕРА ГЛЮКА). В июне они записали на студии питерской "Мелодии" первый профессиональный альбом ВЫХОДА "Непрерывность простых вещей" (издан Отделением Выход в 1995). Участие в записи принял также перкуссионист Сергей Агапов (экс-БУРАТИНО).
В декабре группа в электричестве (Силя, Сергей Зайцев, аккордеон, Андрей "Дрон" Орлов (ЮГО-ЗАПАД), барабаны, Иван Воропаев (АКВАРИУМ), скрипка, и неидентифицированный бас-гитарист Дима) отметилась на II (Рождественском) фестивале журнала "Аврора". В феврале 1991 на студии Андрея Шевцова ВЫХОД записал свой восьмой альбом "Не могу кончить", на котором играли Акимов, Сакмаров, Воропанов, а барабаны программировал Александр Гольеж (ПУЛЬС). После того, как Сакмаров начал тесно сотрудничать с АКВАРИУМОМ и NAUTILUS POMPILIUS, становясь всё более занятым, Селюнин собрал ещё один состав, в который вошли Николай Гудкон (UNDERGROUND SUNBURN), гитара, Вадим Сулимов (ВРАЩЕНИЕ ИЗ), бас, и Павел Хлобыстин, барабаны. Позже Хлобыстина сменил не особенно загруженный в ПОП-МЕХАНИКЕ Юра Николаев.
Следующие несколько лет Силя (то в электричестве, то в акустике, иногда дуэтом с Сакмаровым или Акимовым, а то и с одной гитарой), гастролировал по стране. Летом 1992 он работал в студии на Фонтанке над новыми песнями, но альбом так и не был закончен. Позднее эти песни вошли в совместный с НОЛЁМ архивный альбом "Созрела дурь".
В мае 1993 был записан (а через год увидел свет) очередной альбом ВЫХОДА "Выхода нет", сыгранный его старо-новым составом: Сакмаров, флейта, гобой, Сулимов, бас, Воропаев, альт, Максим Жупиков, скрипка, Алексей Николаев (экс-НОЛЬ), домра, балалайка, и Юрий Николаев, барабаны. Он стал, пожалуй, самой интересной и цельной работой группы середины 90-х и включал многие песни, надолго оставшиеся в её репертуаре ("Бедное животное", "У речки, у реки", "Весна в голове" и т.д.). В том же году фирма Тау-продукт (Москва) увековечила в виниле альбом "Не могу кончить". Позднее изданием записей ВЫХОДА занялся Олег Коврига, открывший лэйбл Отделение Выход.
Кроме того, каждое лето, начиная с 1993, Силя с гитарой проводил в Европе и исколесил всю Скандинавию, Германию, Данию и т.д., исполняя на улицах классические рок-н-роллы, рэггей и фолк. Летом 1994, дрейфуя из Норвегии в Данию, Селюнин неожиданно встретился с "экспортной" фолк-панк группой BRAIN DRAIN своего старого приятеля Николая Фомина и начал периодически сотрудничать с ней на европейских просторах.
С открытием в Питере в ноябре 1995 клуба "Перевал" ВЫХОД стал одними из его завсегдатаев. Там же Силя познакомился с музыкантами молодой группы КС, что положило начало их продуктивному сотрудничеству: с весны 1996 барабанщик КС Кирилл Погоничев вместе с Вадимом Сулимовым составил новую ритм-секцию группы, а к 1997 то появлявшихся, то исчезавших Сакмарова и Акимова (этот квинтет в январе-марте 1996 записал на студии "Карнавал" альбом "Популярный психоанализ") заменил их же клавишник Павел Ключарев.
В июне 1997 группа выступила на Питерском Рок-фестивале Театра DDT. Это лето, кстати, оказалось единственным, когда Европа не дождалась гастролей Селюнина, который посвятил его воспитанию подрастающего поколения. Осенью на Студии DDT Ключарев и Сулимов записали альбом "Выход [К]", в котором уже известные песни ВЫХОДА прозвучали в рэггей. На следующий год он вышел под лэйблом DDT Records.
Постоянно экспериментируя со звуком, весной 1998 Силя записал в домашних условиях материал следующего альбома, используя компьютер, лето катался по Европе, аккомпанируя себе на балалайке, а осенью вернулся и решил-таки переписать материал с живыми музыкантами. Процесс затянулся почти на год (февраль-сентябрь 1999, с перерывом на летние гастроли) и собрал пёстрый состав участников: Акимов, Сакмаров, Ключарев, Юрий Николаев, Иван Жук (экс-КЛЮЧ), гитара, Дмитрий "Монстр" Гусаков (экс-НОЛЬ), бас, и Николай Рубанов (АУКЦЫОН, С.К.А.), саксофоны. Записал его вновь Леонид Рыбкин на студии "Карнавал".
Одно время Селюнин подумывал о том, чтобы отказаться от имени ВЫХОД: "Это уже не группа - многие музыканты, которые участвовали в записи, даже не встречались в студии и не всегда знакомы между собой." И всё же, в конце года Отделение Выход выпустило эту запись как альбом ВЫХОДА "Два года до конца".
Двое из этих музыкантов (Жук и Гусаков) вошли в очередной вариант ВЫХОДА, который дебютировал в "Зоопарке" в декабре 1999. Кроме них, его составили Дарья Захурова, флейта, и Леонид Замосковский (МАШНИНБЭНД), барабаны. Жук на следующий год присоединился к группе Фёдора Чистякова ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА, хотя изредка продолжал играть и с Силей, а Замосковского в феврале сменил ветеран ВЫХОДА Андрей Вепров. В июне началась запись следующего альбома группы, которая растянулась на полтора года и была закончена лишь в конце 2001.
В июне 2002 "Рыжый Альбом" (правописание остаётся на совести дизайнера обложки) увидел свет. Тем же летом ВЫХОД принял участие в фестивале "Окна Открой" на стадионе им. Кирова. Захурову предыдущей осенью сменила Елена "Лэгги" Строкина из КЛЮЧА, а бас-гитару взял в руки Дмитрий "Дуче" Бациев (КАФЕ) - в следующем мае он ушёл поднимать свой проект НЕОФОЛК, а на басу некоторое время играл Андрей "Тони" Бредов (ПТИЦА СИ, СП БАБАЙ).
Составом: Селюнин, Акимов, Бредов, Строкина и Вепров ВЫХОД отметился на Полуфинале третьих "Окон" (май 2003), гастролировал по стране, выступал в Москве при поддержке агентства "Второй Этаж", а также проводил регулярные концерты в питерском клубе "Орландина".
К следующей весне (и четвёртым "Окнам") ВЫХОД потерял Бредова и Строкину (которая перебралась в Киев): гитаристом стал известный металлист Сергей Титов (СКОРАЯ ПОМОЩЬ), а бас взял в руки Андрей "Липсон" Липейко (АЗАРТ, МИФЫ, ОПАСНЫЕ СОСЕДИ). В том же 2004 звукорежиссёр и коллекционер Алексей Марков выпустил первую mp3 коллекцию ВЫХОДА "Вечное N 1", а на следующий год свет увидел концертный альбом "Всё ещё никак не могу кончить".
Помимо того, за последние несколько лет появилось несколько разнообразных (как правило, концертных) записей ВЫХОДА и соло-выступлений Селюнина. В 2003 вышел альбом "Созрела дурь", в некотором смысле, продолжение истории ЧЁРНЫХ ИНДЮКОВ, поскольку песни Сили на нём исполняют музыканты НОЛЯ. До сих пор не изданы все ранние альбомы группы, за исключением "Брата Исайи" (вышел на кассетах в 1997).
После завершения "Рыжего Альбома" Силя практически не появлялся в студии, компенсируя отсутствие новых записей ростом числа концертов и расширением их географии. С осени 2005 он нередко выступал с малым составом ВЫХОДА, в который входят Пётр Акимов (с 1997 живущий в Москве, где он сотрудничал с Ольгой Арефьевой, Сергеем Калугиным, Юлией Теунниковой и др.) и Екатерина Нестерова, саксофон.
Сергей Селюнин родился 2 марта 1958 в Таллине в семье военного, которая позже перебралась в Россию и обосновалась в пригороде Питера Ломоносове. Музыкой Силя заинтересовался ещё в начале 70-х, но серьёзной роли в его жизни рок-н-ролл не играл до тех пор, пока в 1975 Селюнин не поступил на физический факультет Университета, где свёл дружбу с компанией студентов, которые играли в группах АРХИВАРИУСЫ, БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА, позже ГУЛЛИВЕР, пробовали силы в музыкальной журналистике, а также составляли костяк труппы самодеятельного театра "Fringe" Владимира Сорокина.
В школьные годы Селюнин сочинил и записал в бытовых условиях два альбома собственных песен, но потом надолго забросил песенное творчество. Вслед за новыми приятелями он стал актёром театра "Fringe" и даже сыграл Злеца в пьесе Бориса Гребенщикова "В объятиях джинсни".
Только на рубеже 80-х меломан, ценитель и знаток западного рока, Силя вернулся к сочинительству, на что его подбил соученик и один из издателей журнала "Рокси" Олег Решетников. Уже вскоре Селюнин добился известности в университетских кругах как автор-исполнитель. Осенью 1981 он несколько раз играл на сцене в электричестве с группой БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА, а в феврале 1982 собрал свой первый ВЫХОД.
В состав группы вошли: Сергей Селюнин, гитара, вокал, Александр "Кипарис" Андреев (р.2.06.58 в Ленинграде), бас, вокал, Андрей "Забл" Заблудовский (р.11.09.59 в Ленинграде), скрипка, гитара, и Михаил Брук (р.6.08.58 в Ленинграде), барабаны. Андреев и Брук стартовали в 1973 в школьной группе REVIVAL (вместе с Аликом Решетниковым), студентами играли в АРХИВАРИУСЕ, БЛЕДНЫХ КОНЯХ АПОКАЛИПСИСА и ГУЛЛИВЕРЕ, а также редактировали легендарный самиздатовский журнал "Рокси" (опять же, вместе с Решетниковым). Студент джазового училища Андрей Заблудовский до этого успел отметиться разве что в финальном составе ХАМЕЛЕОНЧИКА ЗА.
Согласно одной из легенд, название ВЫХОД было инспирировано альбомом Боба Марли "Exodus" (которое, в свою очередь, отсылало слушателя к библейской книге "Исход"), хотя Андреев позже утверждал, что оно родилось как калька с английского "Way-Out" (с одной стороны, "выход из положения", с другой - "нечто из ряда вон выходящее").
Они дебютировали в Ленинградском Рок-клубе в марте 1982, в одном концерте с такими же неизвестными тогда КИНО и СТРАННЫМИ ИГРАМИ. Состав ВЫХОДА на этом выступлении усилили гитаристы Юрий Дышлов (экс-ГУЛЛИВЕР), Александр Кожевников (экс-АБЗАЦ), а также автор песен, певец и бывший пианист групп ХАМЕЛЕОНЧИК ЗА, ГУЛЛИВЕР и АБЗАЦ Владимир Захаров, который на время стал пятым элементом группы.
В том же июне на квартире Алексея Бавина (экс-БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА) ВЫХОД записал свой дебютный альбом "Брат Исайя" и распался, однако, годом позже Силя и Андреев записали дома у последнего свой второй альбом "Ты, я и Муму" (имя Муму носил вымышленный персонаж, к хрестоматийному рассказу Тургенева отношения не имевший).
Осенью 1983 Селюнин, Андреев и Брук начали готовить следующую программу. Новым соло-гитаристом должен был стать основатель СТРАННЫХ ИГР Александр Давыдов, который в то время уже подумывал расстаться со своим детищем - однако, 5 ноября 1983 Михаил Брук скоропостижно умер от тяжёлой болезни, а через семь месяцев так же неожиданно ушёл из жизни и Давыдов. ВЫХОД на время замолчал.
Андреев до 1985 продолжал редактировать "Рокси", весной 1984 репетировал с ЗООПАРКОМ, но так и не влился в его ряды, а потом покинул музыку, став генеральным директором компьютерной компании SoftJoys, где трудится и Олег Решетников; Заблудовский добился признания как четвёрть бит-квартета СЕКРЕТ; Дышлов продолжал вращаться в музыкальных кругах, потом мигрировал в мир театра и занимался аппаратурой, а Захаров женился и пропал из виду.
Отсутствие стабильного состава, что повлекло за собой вынужденный отказ от публичных концертов, а также нежелание Сили включиться в деятельность Рок-клуба и играть по его правилам, ограничили популярность ВЫХОДА, и до поры до времени репутация группы носила, скорее, культовый характер, при этом, более значимый в Москве, где его популяризовал журнал "Ухо".
Следующая глава в биографии ВЫХОДА началась осенью 1984, когда Селюнин объединился с обломками хард-рокового РОК-ШТАТА (Николай Фомин, гитара, Дмитрий Благовещенский, бас, и Михаил "Сэм" Семёнов, ф-но). Этот состав, который дополнили перкуссионисты Михаил Берников (вместе с Семёновым - участник фри-джазового трио ПЧЁЛЫ И ГЕЛИКОПТЕР) и Сергей Воронин, записал третий альбом ВЫХОДА "11-й этаж (1984). Почти тот же состав - за вычетом Воронина, которого сменил ломоносовский барабанщик Андрей Сысоев (экс-ХХ ВЕК) - фигурировал на альбоме "Знаем слово" (1985).
В 1986 дискографию группы пополнили ещё два альбома, "Выход в Москве" - вопреки названию, он был записан в Петергофе - и "Рок-н-ролл - не просто возраст". Барабанили на них, соответственно, Андрей Вепров (экс-МАРАФОН) и Борис Шавейников (ЮЖНЫЙ КРЕСТ, ПУЛЬС, РОК-ШТАТ). Эти альбомы были едва известны в Питере, но приобрели бешеную популярность в Москве, куда Силя по семейным обстоятельствам переехал в том же 1986.
ВЫХОД снова распался. Между тем, Фомин, Берников и Сысоев в конца 1985 влились в группу ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, куда принесли часть репертуара ВЫХОДА. В 1987 ко ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ присоединились Благовещенский и Семёнов, а едва ли не половину второго альбома группы "Отдайся, родная" (1989) составили песни Селюнина.
Летом 1987 свет увидел единственный альбом сводной группы МИШКА, ГРИШКА И ШЕСТЬ БРАТЬЕВ, каковыми являлись Берников (ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ), Григорий Нестеров (общий приятель всех музыкантов), братья Фомины, Благовещенские и Селюнины. (Андрей "Силя-младший" Селюнин в разное время участвовал в группах ВТОРОЕ НАЧАЛО, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, НАТЕ! и КОШКИН ДОМ.)
Весной 1988 в Москве Селюнин собрал новую версию ВЫХОДА: Сергей Останин, гитара, Игорь Филиппов, саксофон, и Александр Щербаков, барабаны - сам он к этому времени освоил бас - но эта группа продержалась вместе несколько месяцев и дала порядка десяти концертов. Помимо того, в московский период Силя сыграл часть басовых партий на альбоме "Московские чувства" группы ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, в которой пел столичный рок-журналист Сергей Гурьев.
В 1989 ВЫХОД вернул питерскую прописку, а в сентябре 1989 дебютировал на I Фестивале журнала "Аврора" в ЦПКиО в виде хард-блюзового трио: Селюнин, бас, вокал, Фомин, гитара, и Андрей Вепров (экс-ГЕОМЕТРИЯ), барабаны. В конце того же года Вепрова (позже МИФЫ) сменил Юрий Николаев (ТРИЛИСТНИК, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ). В январе 1990 Силя с гитарой удачно выступил на фестивале "Рок-акустика" в Череповце, сорвав бурные аплодисменты своими ироничными номерами "Раздевайся, дорогая", "(Я так) Торчу с твоих ног", "Бугор", "Он мой друг" и т.д.
Всю весну Силя интенсивно записывался с синтетическим проектом МАНЬЯКИ, в который входили музыканты ВЫХОДА, ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ, НОЛЯ и их всевозможные приятели. К началу лета из этой компании сложилась группа ЧЁРНЫЕ ИНДЮКИ, объединившая Силю с Дядей Фёдором Чистяковым (НОЛЬ), однако, давшая всего один концерт.
Летом 1990 ВЫХОД снова изменил формулу звучания и состав, превратившись в акустическое трио: Силя, Олег Сакмаров, флейта, саксофон, и Пётр Акимов, виолончель (оба из КЛУБА КАВАЛЕРА ГЛЮКА). В июне они записали на студии питерской "Мелодии" первый профессиональный альбом ВЫХОДА "Непрерывность простых вещей" (издан Отделением Выход в 1995). Участие в записи принял также перкуссионист Сергей Агапов (экс-БУРАТИНО).
В декабре группа в электричестве (Силя, Сергей Зайцев, аккордеон, Андрей "Дрон" Орлов (ЮГО-ЗАПАД), барабаны, Иван Воропаев (АКВАРИУМ), скрипка, и неидентифицированный бас-гитарист Дима) отметилась на II (Рождественском) фестивале журнала "Аврора". В феврале 1991 на студии Андрея Шевцова ВЫХОД записал свой восьмой альбом "Не могу кончить", на котором играли Акимов, Сакмаров, Воропанов, а барабаны программировал Александр Гольеж (ПУЛЬС). После того, как Сакмаров начал тесно сотрудничать с АКВАРИУМОМ и NAUTILUS POMPILIUS, становясь всё более занятым, Селюнин собрал ещё один состав, в который вошли Николай Гудкон (UNDERGROUND SUNBURN), гитара, Вадим Сулимов (ВРАЩЕНИЕ ИЗ), бас, и Павел Хлобыстин, барабаны. Позже Хлобыстина сменил не особенно загруженный в ПОП-МЕХАНИКЕ Юра Николаев.
Следующие несколько лет Силя (то в электричестве, то в акустике, иногда дуэтом с Сакмаровым или Акимовым, а то и с одной гитарой), гастролировал по стране. Летом 1992 он работал в студии на Фонтанке над новыми песнями, но альбом так и не был закончен. Позднее эти песни вошли в совместный с НОЛЁМ архивный альбом "Созрела дурь".
В мае 1993 был записан (а через год увидел свет) очередной альбом ВЫХОДА "Выхода нет", сыгранный его старо-новым составом: Сакмаров, флейта, гобой, Сулимов, бас, Воропаев, альт, Максим Жупиков, скрипка, Алексей Николаев (экс-НОЛЬ), домра, балалайка, и Юрий Николаев, барабаны. Он стал, пожалуй, самой интересной и цельной работой группы середины 90-х и включал многие песни, надолго оставшиеся в её репертуаре ("Бедное животное", "У речки, у реки", "Весна в голове" и т.д.). В том же году фирма Тау-продукт (Москва) увековечила в виниле альбом "Не могу кончить". Позднее изданием записей ВЫХОДА занялся Олег Коврига, открывший лэйбл Отделение Выход.
Кроме того, каждое лето, начиная с 1993, Силя с гитарой проводил в Европе и исколесил всю Скандинавию, Германию, Данию и т.д., исполняя на улицах классические рок-н-роллы, рэггей и фолк. Летом 1994, дрейфуя из Норвегии в Данию, Селюнин неожиданно встретился с "экспортной" фолк-панк группой BRAIN DRAIN своего старого приятеля Николая Фомина и начал периодически сотрудничать с ней на европейских просторах.
С открытием в Питере в ноябре 1995 клуба "Перевал" ВЫХОД стал одними из его завсегдатаев. Там же Силя познакомился с музыкантами молодой группы КС, что положило начало их продуктивному сотрудничеству: с весны 1996 барабанщик КС Кирилл Погоничев вместе с Вадимом Сулимовым составил новую ритм-секцию группы, а к 1997 то появлявшихся, то исчезавших Сакмарова и Акимова (этот квинтет в январе-марте 1996 записал на студии "Карнавал" альбом "Популярный психоанализ") заменил их же клавишник Павел Ключарев.
В июне 1997 группа выступила на Питерском Рок-фестивале Театра DDT. Это лето, кстати, оказалось единственным, когда Европа не дождалась гастролей Селюнина, который посвятил его воспитанию подрастающего поколения. Осенью на Студии DDT Ключарев и Сулимов записали альбом "Выход [К]", в котором уже известные песни ВЫХОДА прозвучали в рэггей. На следующий год он вышел под лэйблом DDT Records.
Постоянно экспериментируя со звуком, весной 1998 Силя записал в домашних условиях материал следующего альбома, используя компьютер, лето катался по Европе, аккомпанируя себе на балалайке, а осенью вернулся и решил-таки переписать материал с живыми музыкантами. Процесс затянулся почти на год (февраль-сентябрь 1999, с перерывом на летние гастроли) и собрал пёстрый состав участников: Акимов, Сакмаров, Ключарев, Юрий Николаев, Иван Жук (экс-КЛЮЧ), гитара, Дмитрий "Монстр" Гусаков (экс-НОЛЬ), бас, и Николай Рубанов (АУКЦЫОН, С.К.А.), саксофоны. Записал его вновь Леонид Рыбкин на студии "Карнавал".
Одно время Селюнин подумывал о том, чтобы отказаться от имени ВЫХОД: "Это уже не группа - многие музыканты, которые участвовали в записи, даже не встречались в студии и не всегда знакомы между собой." И всё же, в конце года Отделение Выход выпустило эту запись как альбом ВЫХОДА "Два года до конца".
Двое из этих музыкантов (Жук и Гусаков) вошли в очередной вариант ВЫХОДА, который дебютировал в "Зоопарке" в декабре 1999. Кроме них, его составили Дарья Захурова, флейта, и Леонид Замосковский (МАШНИНБЭНД), барабаны. Жук на следующий год присоединился к группе Фёдора Чистякова ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА, хотя изредка продолжал играть и с Силей, а Замосковского в феврале сменил ветеран ВЫХОДА Андрей Вепров. В июне началась запись следующего альбома группы, которая растянулась на полтора года и была закончена лишь в конце 2001.
В июне 2002 "Рыжый Альбом" (правописание остаётся на совести дизайнера обложки) увидел свет. Тем же летом ВЫХОД принял участие в фестивале "Окна Открой" на стадионе им. Кирова. Захурову предыдущей осенью сменила Елена "Лэгги" Строкина из КЛЮЧА, а бас-гитару взял в руки Дмитрий "Дуче" Бациев (КАФЕ) - в следующем мае он ушёл поднимать свой проект НЕОФОЛК, а на басу некоторое время играл Андрей "Тони" Бредов (ПТИЦА СИ, СП БАБАЙ).
Составом: Селюнин, Акимов, Бредов, Строкина и Вепров ВЫХОД отметился на Полуфинале третьих "Окон" (май 2003), гастролировал по стране, выступал в Москве при поддержке агентства "Второй Этаж", а также проводил регулярные концерты в питерском клубе "Орландина".
К следующей весне (и четвёртым "Окнам") ВЫХОД потерял Бредова и Строкину (которая перебралась в Киев): гитаристом стал известный металлист Сергей Титов (СКОРАЯ ПОМОЩЬ), а бас взял в руки Андрей "Липсон" Липейко (АЗАРТ, МИФЫ, ОПАСНЫЕ СОСЕДИ). В том же 2004 звукорежиссёр и коллекционер Алексей Марков выпустил первую mp3 коллекцию ВЫХОДА "Вечное N 1", а на следующий год свет увидел концертный альбом "Всё ещё никак не могу кончить".
Помимо того, за последние несколько лет появилось несколько разнообразных (как правило, концертных) записей ВЫХОДА и соло-выступлений Селюнина. В 2003 вышел альбом "Созрела дурь", в некотором смысле, продолжение истории ЧЁРНЫХ ИНДЮКОВ, поскольку песни Сили на нём исполняют музыканты НОЛЯ. До сих пор не изданы все ранние альбомы группы, за исключением "Брата Исайи" (вышел на кассетах в 1997).
После завершения "Рыжего Альбома" Силя практически не появлялся в студии, компенсируя отсутствие новых записей ростом числа концертов и расширением их географии. С осени 2005 он нередко выступал с малым составом ВЫХОДА, в который входят Пётр Акимов (с 1997 живущий в Москве, где он сотрудничал с Ольгой Арефьевой, Сергеем Калугиным, Юлией Теунниковой и др.) и Екатерина Нестерова, саксофон.
![](/foto8/vihod1.jpg)
![](/foto8/vihod2.jpg)
![](/foto8/vihod3.jpg)
Дискография:
1982 "Брат Исайя"
1984 "Я, ты и Муму"
1984 "11 этаж"
1985 "Знаем слово"
1985 "Акустика"
1986 "Выход" в Москве"
1986 "Инспектор ГАИ"
1986 "Несостоявшийся концерт в Москве"
1986 "Рок-н-ролл это не просто возраст"
1987 "Мишка, Гришка и Шесть братьев"
1990 "Непрерывность простых вещей"
1990 "Акустика"
1990 "Акустика"
1991 "Не могу кончить"
1991 "Год Козла" (Live)
1991 "Год Козла" (Live)
1992 "Самый Лучший Друг"
1993 "С Пятницы На Понедельник"
1993 "С Пятницы На Понедельник"
1993 "Силя и дядя Фёдор"
1994 "Выхода нет"
1996 "Популярный психоанализ"
1998 "Выход (К)"
1999 "Два года до конца"
2002 "Рыжий альбом"
1994 "Выхода нет"
1996 "Популярный психоанализ"
1998 "Выход (К)"
1999 "Два года до конца"
2002 "Рыжий альбом"
2005 "Всё ещё не могу кончить"